Обычный или "shared" (т.е. "разделяемый") хостинг - наверное самая
распространенная услуга хостинг-провайдеров, особенно начинающих.
Технически
представляет собой "мощный" сервер, подключеный к "толстому" каналу. На
таком сервере "живут" от несколько десятков до нескольких сотен WWW
проектов (сайтов). Все они используют (в классическом случае) один WWW
сервер, один FTP сервер, один SQL сервер, один сервер почты и другие
вспомогательные службы.
Все
дело в том, что современные реализации этих служб (программы-демоны)
можно настроить так, что они предоставляют свои услуги сразу многим
зарегистрированным на сервере "пользователям". Например, WWW сервер
"знает", что главная страничка ресурса http://www.pupkin.ru
лежит в каталоге /usr/www/pupkin
, а главная страничка проекта http://www.dudkin-zoro.ru
лежит в каталоге /usr/www/dudkin-zoro
.
Аналогично FTP сервер настроен таким образом, что при обращении на
машину по протоколу FTP и c логином pupkin можно получить доступ к /usr/www/pupkin
; при обращении же с логином dudkin-zoro откроется доступ только к /usr/www/dudkin-zoro
. Наконец, почтовый сервер "понимает", что miranda@pupkin.ru
и miranda@dudkin-zoro.ru
- это разные почтовые ящики, и раскладывает приходящую почту для этих адресов в разные файлы.
Заметим,
что на заре развития Интернета дела обстояли далеко не так
благополучно, и приходилось "сажать" каждый WWW проект на отдельный IP
адрес и для каждого проекта запускать привязанные именно к нему службы.
Итак,
в случае "обычного" хостинга все проекты лежат на одной машине, каждый в
своем каталоге (конечно, проект ограничен некоторой дисковой квотой - в
зависимости от выбранного тарифного плана). Управляет всем этим
хозяйством системный администратор (или целая команда администраторов)
хостинг-провайдера. Понятно, что главными задачами администратора по
обслуживанию такой системы являются:
- обеспечение внешней безопасности;
- обеспечение внутренней безопасности;
- контроль за потребляемыми ресурсами, т.е. недопущение перегрузки сервера.
Рассмотрим подробнее эти понятия:
Задача обеспечения внешней безопасности
(т.е. противодействие сетевым атакам) не является специфической именно
для хостинга и решается стандартными методами - своевременным
обновлением ПО, настройкой файерволла, слежением за журналами соединений
и т.п.
Обеспечение же внутренней безопасности
- задача более сложная, т.к. исходить нужно из того, что любой
пользователь системы (уже имеющий легальный доступ на сервер - в рамках
своего проекта) может попробовать себя в роли "хакера" и попытаться
получить доступ к документам других проектов, находящихся на этой же
машине. Ни при каких условиях, случайно или намеренно, пользователь pupkin
не должен смочь прочитать/изменить документы проекта dudkin-zoro.ru
, прочитать/изменить содержание почтовых ящиков в домене dudkin-zoro.ru
и т.п.
Наконец, одной из важнейших задач хостинг-провайдера является контроль за нагрузкой на сервер.
С одной стороны, чем больше WWW проектов "тащит" один сервер, тем
экономически выгоднее хостинг для провайдера. С другой стороны, чем
больше нагрузка на WWW сервер (или, например, SQL сервер), тем больше
"время отклика" отдельно взятого проекта. "Хороший" хостинг-провайдер
обязан вовремя замечать необходимость выделения дополнительных ресурсов
(аппаратный апгрейд, установка еще одного сервера, расширение канала и
т.п.) по мере роста числа клиентов хостинга. Оценить, насколько
"загружен" хостинг данного провайдера, можно просто: посетив проекты,
размещенные на этои хостинге и субъективно оценив скорость загрузки
страничек и скорость реакции скриптов (чаты, форумы, гостевые книги).
Узнать же об этих проектах можно либо на сайте хостинг-провайдера либо
написав письмо в службу технической поддержки. Предпочтительный вариант -
если провайдер дает такую возможность - получить тестовый бесплатный
доступ на некоторый срок, с тем чтобы "на месте" разобраться, как
поведет себя Ваш проект на тестируемом сервере.
Из
всего вышесказанного следует, что технически (для провайдера)
"бесплатный хостинг" и "обычный" хостинг по некому тарифному плану за "X
у.е. в месяц" не сильно отличаются друг от друга - разве что
количеством предоставляемых пользователю возможностей (база данных,
терминальный доступ по Telnet/SSH, доступ к лог-файлам, домены 3-его
уровня в рамках своего проекта, SSL и прочие "вкусности"). Но, в отличие
от "бесплатного" хостинга, никаких баннеров от провайдера на Ваших
страничках не крутится и вообще, Вы на 100% сами определяете, что увидит
в своем браузере посетитель Вашего проекта. И конечно, как правило,
техническая поддержка более доступна и "человечна" - ей можно позвонить и
задать вопрос, написать электронное письмо или даже пообщаться через
ICQ. И конечно, размещение корпоративного сайта в "своем" домене 2-го
уровня (например, http://www.firma.ru) выглядит гораздо более солидно, чем на бесплатном хостинге с адресом http://firma.superhosting.ru и главной страничкой, на которой постоянно висит рекламный баннер от провайдера совершенно "не в тему".
Выбор за Вами, благо выбирать есть из чего :)!
Матвей Александров
ведущий специалист
компании "Диджитал Нетворк" (MSM.RU)
© Все авторские права принадлежат автору статьи.